Анализ эффективности розничного магазина

Главная » Анализ магазина

Выявлять проблемы с процессом реализации товара и вовремя их устранять позволяет анализ эффективности работы магазинов. В процессе исследования определяется, какие группы товаров дают торговому предприятию наибольшую и наименьшую прибыль, делается вывод о результативности маркетинга и управленческой деятельности. Оценивается также эффективность работы сотрудников в целом и в каждой отдельно взятой смены, выявляется сезонность продаж. Анализ магазина позволяет спланировать ассортимент будущих закупок и принимать взвешенные бизнес-решения.

Критерии эффективности магазина

Продажи можно анализировать по нескольким критериям:

  • по динамике прибыли;

  • по сумме и глубине среднего чека;

  • по структуре товарооборота;

  • по равномерности спроса на те или иные товары;

  • по эффективности использования инвестиций в торговое заведение.

Объем продаж

Оценка этого показателя проводится в розничной торговле чаще всего, хотя является одним из самых малоинформативных. Основная цель любого бизнеса – получить прибыль, что не всегда достигается прямым увеличением выручки. Несомненно, расширение ассортимента и количество закупаемых товаров увеличивает валовый и чистый доход предприятия. Но нужно стремиться, чтобы это происходило без дополнительных финансовых вливаний, как результат грамотных бизнес-решений. Анализ продаж розницы подскажет, как это сделать.

Рентабельность продаж

Этот показатель определяется отношением чистой прибыли к валовому доходу. Кроме общей рентабельности, анализируют данную характеристику для отдельных групп товаров – так можно выяснить, какие позиции лучше вывести из ассортимента, а какие, напротив, закупать в максимальном объеме.

Снижение рентабельности может говорить о неправильной ценовой и маркетинговой политике ритейла, к примеру, на тот или иной товар была установлена излишне низкая торговая наценка.

Повышение эффективности магазина

Показатель конверсии

Не все посетители магазина выходят из него с покупкой. Соотношение числа клиентов, которые все же купили товар, к общему количеству соискателей определяет конверсию. Этот показатель разнится в десятки раз в зависимости от сферы деятельности торговой точки: покупку в салоне мехов совершает всего 5-10% гостей, в продуктовых отделах отоваривается 95-99% зашедших.

Конверсия зависит от:

  • умения персонала продавать;

  • правильного подбора ассортимента;

  • грамотной ценовой политики.

Уменьшение этого показателя говорит о том, что постоянные клиенты либо перестали находить в магазине то, что покупали ранее, либо их больше не устраивают цены, либо имеет место конфликт с персоналом. Наблюдаются и скачкообразные периоды роста конверсии – в дни, когда большинство местных жителей получают зарплату на работе, перед праздниками, при проведении акций или распродаж, при обновлении ассортиментного ряда.

Средний чек

Под средним чеком понимают отношение общей выручки к числу покупок. Чем это значение больше, тем выше эффективность, а зависит эта величина от:

  • умения персонала продать сопутствующий товар;

  • обширности ассортимента;

  • правильности выкладки продукции.

Отдельно выделяют глубину чека – среднее число покупок в одном чеке, другими словами, это количество товаров, приобретенных среднестатистическим покупателем за один визит.

Показатель продаж с 1 кв. м.

Чем больше размер торговых помещений, тем выше затраты на аренду, коммунальные платежи и оплату труда персонала, потому каждый «квадрат» должен быть источником дополнительного дохода. Показатель с 1 кв. м. зависит от ассортиментного ряда и раскладки товаров. Зал нужно организовать таким образом, чтобы в нем совершалось максимальное количество покупок.

Эффективность розницы

Число возвратов

Законодательство нашей страны предусматривает возможность возврата покупок многих товарных групп, и клиенты активно пользуются этим. В зависимости от ассортимента магазина число возвращаемых товаров колеблется в интервале 2-5%.

Несмотря на то, что возврат – исключительная инициатива покупателя, снизить его показатели можно:

  • улучшением качества продукции;

  • повышением способностей персонала разбираться в потребностях клиентов и продавать только те товары, которые им нужны;

  • не введением покупателей в заблуждение по поводу характеристик товара из-за желания любой ценой выполнить план.

Зарплатоемкость

Это отношение фонда зарплаты персонала к валовому доходу торгового предприятия. Нормальным значением зарплатоемкости является показатель в 10%. Причиной повышенного значения может быть:

  • избыточная мотивация сотрудников;

  • «раздутый» штат;

  • низкая торговая наценка на продукцию;

  • снижение валовой выручки.

Зарплатоемкость намного ниже 10% также опасна – она свидетельствует о скупости собственников бизнеса, нежелании делить прибыль с продавцами и другими работниками. Результатом может стать уход квалифицированных кадров в конкурирующие компании.

Анализ магазина с целью повышения эффективности его работы можно проводить с любой периодичностью, однако рекомендуется ежемесячный или ежеквартальный мониторинг.